В пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла презентация первого в России мастер-плана речной акватории. Москва стала первым российским городом, где была реализована подобная инициатива. Документ создан в рамках масштабной задачи редевелопмента Южного порта. Жители и гости города получат возможность передвигаться по Москве-реке на речном такси, заниматься водными видами спорта и ходить на собственных яхтах, а также комфортно отдыхать на берегу одноименной локации. Проект прошел согласование со всеми ключевыми структурами.
Документ в составе общего зонирования Москвы-реки отразит все существующие и запланированные водные объекты вдоль самой протяженной береговой линии в городе — 13 км. В него внесут маршруты всех судов, которые будут ходить в акватории: предполагается появление зон для движения судов под парусом, гребного спорта, а также новой городской марины для прогулок на яхтах. Благодаря документу все виды активностей будут грамотно зонированы и отрегулированы с помощью диспетчерских служб, чтобы обеспечить полную безопасность на воде для каждого.
В совокупности с благоустройством прибрежной инфраструктуры в конечном счете это позволит раскрыть экономический потенциал прилегающих районов
Реализация мероприятий, заложенных мастер-планом, позволит улучшить городскую инфраструктуру, привлечь жителей и гостей столицы к занятиям водными видами спорта, открыть новые возможности для малого и среднего бизнеса, а также повысить безопасность участников движения на воде.
Развитие акватории пройдет в несколько этапов. Первый завершится в 2025 году вместе с созданием специальной инфраструктуры для доступа к воде. На втором этапе состоится запуск выделенных зон под парусные и гребные виды спорта. Третий этап — открытие марины. Полная реализация проекта запланирована на 2030 год.
Читайте также Среда будущего: как мастер-планы помогают создавать умные города
«Транспортная система Москвы становится все более комфортной — это и линии метро, МЦД и МЦК, широкая сеть городского наземного транспорта. Также большое внимание уделяется развитию речного транспорта. При развитии мы учитываем уже сформировавшиеся маршруты горожан, и не только рабочие, но и те, которые они используют, чтобы добраться до дворцов спорта, парков и других мест отдыха. Одним из этапов развития речного транспорта является создание безопасных условий для пассажирских перевозок по речным городским маршрутам и индивидуального транспорта. Это позволит повысить качество жизни горожан, в том числе тех, кто занимается водными видами спорта, но и создаст условия для развития соответствующей инфраструктуры», — заявила Ульяна Андросова, старший руководитель проектов Управления стратегических проектов Департамента транспорта Москвы.
«В этом году исполнилось 10 лет программе Мэра по преобразованию набережных. И мы приходим к тому, что в 2024 году береговые линии не только стали полностью доступны для пешеходов, не только превратились в зеленые зоны отдыха в городе. Они стали линиями притяжения для тех групп горожан, для которых вода имеет особое значение. Это спортсмены и любители водных видов спорта, которые благодаря разработке мастер-планам акватории получат возможность чаще и больше заниматься своим хобби. Горожане фактически «выходят на воду». И здесь архитектура прибрежных территорий приобретает еще большее значение – ведь на нее открываются все новые и новые ракурсы и точки обозрения» — отметил Максим Кандыбайло, заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
«В акватории Южного порта есть все возможности, чтобы обустроить рекреационную зону масштаба не только города, но и всей страны: сюда можно будет приезжать из разных городов, чтобы заниматься парусным и яхтенным спортом. А москвичи наверняка оценят открывшуюся возможность отправиться на работу на собственном катере. Мы планируем инвестировать в строительство водной инфраструктуры около 1,1 млрд рублей, 0,5 млрд из которых будет вложено в благоустройство набережной. Таких проектов в России еще не было, и мы рады быть инициаторами столь глобальных изменений в жизни Москвы», — рассказал Илья Чепрасов, руководитель компании FORMA.
Вам может быть интересно Обзор моторной яхты Princess 42
Илья также поделился деталями планов по интеграции маломерных судов в повседневную жизнь горожан.
Проект предусматривает не только создание зон для занятий водными видами спорта и отдыха, но и внедрение речного такси — аналога традиционного наземного транспорта, но на воде. В ответ на вопрос из зала о том, не является ли водный транспорт исключительно туристической функцией, Чепрасов подтвердил, что речное такси будет использоваться как транспортное средство для повседневных поездок жителей. «Мы сделали небольшой причал, который предполагает реализацию услуги водного такси», — отметил Чепрасов.
Речное такси будет доступно через мобильное приложение, как это уже привычно для москвичей при заказе наземного такси. Это позволит интегрировать новый вид транспорта в существующую экосистему городских сервисов.
В ходе обсуждения затронули вопрос о том, насколько востребованным может стать такой сервис и какова предполагаемая численность его пользователей. Илья Чепрасов отметил, что проект находится на стадии разработки, и точные цифры будут известны позже, после завершения расчетов и анализа данных. Однако он выразил уверенность, что спрос на водное такси будет высок, особенно среди жителей новых комплексов и деловых людей, которые оценят возможность перемещаться по воде в обход пробок.
Зонирование и безопасность
Одним из ключевых моментов, связанных с развитием водного транспорта, является организация маршрутов и причалов. Вопрос, насколько грамотно продуманы точки остановок для речного такси, был поднят представителями аудитории. Илья подтвердил, что предусмотрено создание нескольких организованных причалов, где будут останавливаться суда. Это необходимо для безопасности и удобства пассажиров: «Совместно с организацией проекта по запуску такси мы осветим эти точки», — добавил он.
Экономическая модель и устойчивость проекта
Проект речного такси не предусматривает государственного субсидирования — бизнес должен быть полностью самоокупаемым, подчеркнул Чепрасов. «Мы категорически подходим к этому вопросу. Бизнес должен быть самодостаточным», — заявил он.
Кроме того, особое внимание будет уделено созданию всей необходимой инфраструктуры для технического обслуживания маломерных судов — от зон для заправки до мест для хранения. Илья отметил, что все ключевые элементы проекта прорабатываются, и для каждого объекта будут выделены необходимые зоны. «Мы уже сформировали ряд точек для швартовки и обслуживания судов», — подчеркнул он.
«Акватория южного речного порта – район перспективного развития, где создается новое качество жизни в столице, а река является одним из ключевых элементов городской среды. Мастер-план позволит использовать потенциал этого ресурса по максимуму, дать импульс к развитию новых логистических связей и досуговой инфраструктуры, а также обеспечить структурность и поэтапный подход в работе с территорией», — высказался Евгений Карманов, сооснователь и руководитель проектов архитектурного бюро Созоныч.
Смотрите также В Южном порту появится более 10 площадок для йоги с видом на воду
«При оценке эффективности градостроительных решений в районе Южного порта важно учитывать не только реальные возможности бюджета, прямые и косвенные экономические эффекты, но и рост коммерческого потенциала за счет расширения масштаба проекта с локального уровня до федерального. Ключевым аспектом в разработке мастер-плана акватории Южного порта является участие различных заинтересованных сторон, что в прямом смысле соединяет берега интересов стейкхолдеров, жителей и туристов, и делает проект более востребованным и устойчивым», — добавила Екатерина Жаворонкова, руководитель направления стратегической и маркетинговой аналитики бюро Versus.Mind.
А вы знаете, что В Казани появится крупнейшая в России система речных марин?
«Ключевым аспектом для создания и эксплуатации качественной прибрежной инфраструктуры является привлечение специализированных компаний. Сейчас наши специалисты разрабатывают предложения по формированию нормативно-правовой базы: стандарты, своды правил и корректировка базовых НПА. А также занимаются аквапланированием в составе мастер-планов инфраструктуры водного транспорта и туризма и прибрежных общественных пространств в разных регионах России. Единый подход к развитию прибрежной инфраструктуры — мощный инструмент для создания новых бизнес-кейсов и успешных проектов в береговой зоне», — отметила Ольга Шебзухова, вице-президент Ассоциации развития яхтенного туризма и марин.
Также она подчеркнула, что, несмотря на удивительные показатели по количеству эксплуатируемых судов в стране, их размещение и обслуживание остаются большой проблемой: «Мы на втором месте в мире по эксплуатации парусного и моторного флота, но, к сожалению, у нас не хватает оборудованных площадок. Причины этого исторические — в 90-е годы не было частного флота, хотя акватории были оборудованы причалами, пирсами и речными вокзалами. Сегодня они в ветхом состоянии, а уровень сервиса не соответствует современным стандартам».
Она отметила, что такие проекты, как Южный порт, становятся символом будущего развития яхтенной инфраструктуры в России. Благодаря аналитике и изучению макрорегионов, в частности акваторий в 13 регионах, стало возможным формализовать и определить наиболее перспективные направления для развития яхтинга и туризма. «Сегодня во многих городах это обсуждается, но таких крупных знаковых проектов, как Южный порт, можно пересчитать по пальцам. Эти проекты действительно будут примером для остальных городов», — отметила Шебзухова.
Однако, по словам Ольги, нельзя говорить о развитии туризма и парусного спорта без продуманного подхода к созданию и зонированию акваторий. «Это непрерывные сети. Здесь должны быть не просто парковки, марины для судов, а многофункциональные объекты с развитой инфраструктурой, обеспечивающие полный спектр услуг», — добавила она. Очень важно, чтобы все объекты интегрировались в единую логическую структуру, что позволит создать качественную среду для туризма и яхтинга.
Кроме того, Шебзухова подчеркнула уникальные возможности Москвы как города-порта, через который можно отправиться в путешествия по разным регионам страны: «Москва — это порт пяти морей. Будет очень интересно из Москвы отправиться в путешествие в Рыбинск, Ярославль или даже в Казань. Мы открываем не только возможности путешествий вокруг своего дома, но и открываем страну с воды».
Ольга также акцентировала внимание на перспективе использования яхт как альтернативы традиционным гостиницам. «Каждая яхта является, в том числе, гостиничным номером. Многие об этом не задумывались, но на яхте могут разместиться 3, 4, 5 или даже 8 человек, путешествуя по стране. В условиях дефицита гостиничного фонда яхтенный туризм может стать решением этой проблемы», — подытожила она.
Таким образом, развитие яхтенной инфраструктуры и туризма в России открывает перед жителями и гостями страны новые горизонты, создавая возможности не только для спортивных и развлекательных активностей, но и для увеличения номерного фонда за счет использования водных ресурсов.
Примечательно, что развитие территории у реки не завершится вместе с окончанием работ по мастер-плану. Ожидается, что вместе с появлением новых водных активностей возрастут и объемы прибрежной инфраструктуры: ресторанов и фудкортов, зон для игр детей и отдыха взрослых, водных парков. Акватория Южного порта — жемчужина Москвы-реки. Это место долгое время незаслуженно оставалось без внимания. Всего через несколько лет, обширная водная территория с отличными условиями для парусных видов спорта, получит новую жизнь, а город — редкую локацию для активного отдыха. В результате южная часть Москвы-реки перестанет ассоциироваться исключительно с грузовыми перевозками. Она станет удобным местом для спорта и отдыха на воде и рекреационной зоной, которая привлечет и горожан, и туристов.