Дангауэровка: архитектурные детали рабочего микрорайона Москвы

Для нашего гида по интересным местам России Travel Guide мы подготовили серию материалов с компанией «Москва глазами инженера». Сегодня мы рассказываем о Дангауэровке — жилом микрорайоне Лефортово

Фото

Алексей Иванцов / engineer-history.ru

Дангауэровка — жилой микрорайон в старинном районе Лефортово, строительство которого начали в конце 1920-х. Название перешло от дореволюционной Дангауэровской слободы, в которой жили рабочие котельного завода Дангауэра и Кайзера (в советские годы он назывался «Компрессор»). Об архитектурных и градостроительных особенностях района рассказывает Регина Поливан, историк архитектуры, гид компании «Москва глазами инженера».

Регина ПоливанИстория архитектуры

Историк архитектуры, гид компании «Москва глазами инженера»

Сайт «Москва глазами инженера»

Большие планы

Дореволюционная Дангауэровка не отличалась благоустройством: рабочие жили в бараках и землянках. Близко от их жилищ проходила печально известная Владимирская дорога, по которой гнали ссыльно-каторжных. После революции старый тракт, шедший параллельно основной дороге, исчез, а саму трассу переименовали в шоссе Энтузиастов. 

Фото

Алексей Иванцов / engineer-history.ru

В 1917 году территория вошла в состав Москвы, а в годы первой пятилетки началось возведение крупного рабочего поселка. По изначальному генплану для строительства выделялась территория в 50 гектаров, где должны были поселиться 45 тысяч человек. Однако в процессе планы поменялись, и удалось осуществить меньше половины задуманного. Если бы первоначальный проект воплотился, Дангауэровка стала бы самым большим рабочим поселком в Москве.

План рабочего поселка.

Пожарная часть

На нечетной стороне шоссе Энтузиастов можно увидеть пожарную часть. Об ее функции напоминает каланча, которая смещена к дальнему углу и перекрыта плоской кровлей. В годы строительства в 1927–1929 годах со смотровой площадки хорошо просматривалась территория поселка, который тогда как раз начинали строить. Правда, развитие радио быстро избавило от необходимости дежурить по-старинке на каланче, и со временем между депо и Дангауэровкой выросли высокие дома. Свою функцию пожарной части здание выполняет до сих пор, а его брата-близнеца можно найти около метро «Сокол».

Пожарная часть в Дангауэровке (фото С.Г. Коршунова, 1929).

Так выглядит здание сегодня, 2024 год.

Фото

Яндекс Карты

Девятиэтажный дом по шоссе Энтузиастов, 20

Во второй половине 1930-х концепция рабочих поселков сошла на нет. Лаконичные объемы домов больше не воспринимались как предмет гордости, и их было решено спрятать за представительным фасадом. В 1937 году на шоссе Энтузиастов был построен девятиэтажный дом с карнизами, полуколоннами, балконами с балясинами и имитацией каменной кладки на первом этаже. Однако если свернуть в арку дома, со стороны двора откроется непарадный облик, все еще сохраняющий связь с авангардным окружением.

Фото

Яндекс Карты

Бывший рабочий клуб «Пролетарий»

Клуб рядом с заводом «Компрессор» строился для профсоюза металлистов в 1927–1929 годах. Конструктивистский комплекс состоит из двух корпусов: зрелищного с залом на 834 места и кружкового, где размещались кабинеты и столовая. Между собой они соединены теплым переходом. Яркий акцент башни кружкового корпуса — вертикальное ленточное остекление и угловые балконы.

Фото

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева

Сегодня в здании размещаются офисы, но снаружи по-прежнему хорошо ощутима эстетика авангарда с ее стремлением к лаконичности и функциональности

Фото

Алексей Иванцов / engineer-history.ru

Фото

Алексей Иванцов / engineer-history.ru

Дом по адресу ул. Пруд-Ключики, 5

Длинный пятиэтажный дом тянется вдоль Нового сквера и замыкает микрорайон с восточной стороны. Дома в рабочих поселках часто строили протяженными, чтобы поселить в них как можно больше людей. Квартиры в основном были коммунальными, некоторые продолжают быть таковыми и сегодня.

Фото

Алексей Иванцов / engineer-history.ru

Динамику корпусу придают смещенные секции, особый ритм асимметричных балконов и шестиэтажный торец с выступами-ризалитами. Стоит присмотреться к угловым окнам: рядом с оконными проемами можно увидеть рельефный выемки. Так делали для создания цветовых акцентов: дома обычно не штукатурили, а оставляли краснокирпичными. Штукатуркой светлого цвета покрывали выемки, чтобы визуально удлинить окна и получить цветовой контраст.

Фото

Алексей Иванцов / engineer-history.ru

Бывшая школа

Сегодня в здании по адресу ул. Авиамоторная, 26 находится НИИ «Интеграл», но в 1930-х оно строилось как типовая школа. Даниил Фридман проектировал ее в годы, когда на смену авангарду пришел постконструктивизм. Получилась геометризованная классика: есть колонные портики, но колонны квадратного сечения и без капителей; считываются лаконичные объемы, но появляются карнизы и наличники; окна напоминают об идеях ленточного остекления, но между ними есть простенки.

Фридман Даниил. Проект типовой школы, 1935.

Новая школа в Дангауэровке, 1935. Здание сейчас, 2021.

Фотоpastvu.com, Яндекс Карты

Дом по адресу ул. Авиамоторная, 22/12

Фото

wikipedia.org

Самый эффектный дом Дангауэровки выходит на оживленный перекресток. Угловая секция сдвинута на 45 градусов, ее оформляют треугольные балконы. В нижней части балконов располагаются квадратные водостоки, которые напоминают классический карниз с «сухариками». Торцевая часть дома оформлена лоджиями и цилиндрическим эркером.

Первый этаж нежилой, здесь всегда находились социально-бытовые помещения: магазин, аптека, ателье. Кстати, изначально во многих домах рабочего поселка первые этажи были отданы под залы для собраний, ясли, столовые и т.д.

Фото

Алексей Иванцов / engineer-history.ru

Фото

Алексей Иванцов / engineer-history.ru

Фото

Алексей Иванцов / engineer-history.ru

Американские дома

Фото

Pastvu.com

Двух домов сложной S-образной формы не было на первом генплане Дангауэровки. Их построили в рамках совместного советско-американского проекта. За архитектурный облик отвечал архитектор Михаил Мотылев (он же —  главный архитектор всего микрорайона), строительством занималась компания «Лонгэкр и К» из США. Въезд во двор отмечен шестиэтажными секциями, а в центре двора установлен памятник Ленину. 

Фото

Алексей Иванцов / engineer-history.ru

Гараж Госплана

Оказавшись в Дангауэровке, обязательно стоит прогуляться до гаража Госплана —  одного из четырех гаражей, созданных в Москве архитектором Константином Мельниковым. Постройка находится за пределами Дангауэровки, но как и некоторые здания внутри поселка тоже отражает переходный этап архитектуры 1930-х. Мельников отвечал здесь за оформление фасада и сделал его выразительным за счет огромного окна, похожего на фару автомобиля. Фасад конторского корпуса пронизывают вертикальные желобки, напоминающие каннелюры колонны, а еще —  радиатор машины.

Гараж Госплана СССР (Государственная плановая комиссия при Совнаркоме СССР), построен в 1936 г. арх. К.С. Мельниковым В.И. Курочкиным.

Фото

Pastvu.com

Гараж Госплана в 2017 году.

Фото

wikipedia.org

Гараж Госплана, деталь главного фасада.

Фото

Алексей Иванцов / engineer-history.ru

MyDecor представляет дизайнерский гид по городам и интересным местам России. Карта будет постоянно дополняться новыми городами и локациями. Следите за обновлениями в соцсетях  проекта в Телеграм и ВК!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *