Сергей Шутов: 40 лет искусства, философия творчества и новые горизонты

Сергей Шутов: 40 лет искусства, философия творчества и новые горизонты

В рамках открывшейся выставки «Квалиа» Сергея Шутова редакция Decornews.ru провела интервью с автором о философии творчества, мультимедийных экспериментах и поиске авангардных эталонов.

Напомним, что выставка открыта до 10 ноября 2024 г. в галереи ГУМ-Red-Line.

Сергей Шутов: 40 лет искусства, философия творчества и новые горизонты

Фото ГУМ-Red-Line

Сергей, практически 40 лет назад сформировался Ваш узнаваемый стиль живописи, в котором Вы работаете по сей день. Не было ли желания за все это время сместить фокус и попробовать что-то новое? 

— За время моего творчества я использовал много разных техник в изготовлении предметов, инсталляций и живописных работ. Я был одним из первых авторов в компьютерной среде. На моем горизонте столько всего интересного прошло: интересных людей и событий. Выбрать что-то менее или более интересное так же сложно, как выбрать между венецианском биеннале и диском Брайана Ино. 

Читайте также Выдающийся советский художник, архитектор, пионер конструктивизма

Но я могу сказать точно, что с моей точки зрения, тиражировать реальность довольно бесперспективное дело. Если вы хотите изобразить цветок, то первое, что вы должны сделать — придумать его от начала до конца. Тогда вы становитесь автором этого цветка, его изобретателем.

Цитировать философских лидеров бессмысленно, правильнее стать этим философом, придумать свое понимание философии, если в этом будет хоть на йоту ваше оригинальное решение, то в этом — ваша победа. 

Если говорить о медиуме, инсталляции имеют один однозначный недостаток — они разрушаются. Музеи и выставочные залы полны моих руинированных изделий, которые остались там после экспозиции. Сейчас я работаю с живописью, так как я могу гарантировать, что картины просуществуют 500 лет и более лет. В моем нынешнем ментальном состоянии — это самое правильное, заниматься живописью на холсте. 

— Есть ли какие-то нереализованные идеи, которые планируете запустить?

— Издательская деятельность. Обязательно хочу привести ее в движение после закрытия выставки «Квалиа». Я хочу поработать над выпуском авторских книг со стихами моих любимых поэтов. Мне кажется, что я потратил на них недостаточно своего внимания.

Осенний конкурс акселератора Агентства креативных индустрий (АКИ) Москвы «Арт-фабрика»

В Вашем арсенале — мультимедийные инсталляции, перформансы, саунд-арт. Не было ли желания сделать выставку «Квалия» в подобном формате?

— Я много делал выставок в подобном формате, сегодня нет такого желания, потому что нет условий. О самом отстраняющем меня от этого фактором я сказал выше. Работы после экспонирования, к сожалению, ждет печальная судьба — разрушение в подвалах музеев. 

Если бы была создана система, с учетом реставрации, авторских прав, продажи работ в коллекции музеев, где будут созданы должные условия хранения, то возможно мое мнение было бы другим. 

У Вас каждая выставка пронизана своей философией. При этом есть повторяющиеся работы, то есть которые присутствуют на разных выставках. Например, есть пересечения на выставках «Гимны других людей» 2021 года и «Квалиа» 2024. Вероятно, это сделано намеренно. Но, как Вы считаете, не может ли это дезориентировать ценителей Вашего творчества?

— Думаю, что тут, конечно же, повторение работ оправданно. Все мои работы содержат разные смыслы и темы, волнующие меня. Порой они пересекаются. 

Выставка «Квалиа» — это высказывание, которое полностью отражает тот кураторский смысл, который в него заложен. В Третьяковке мы видели два черных квадрата рядом, и это никого не удивило и даже особо никого не заинтересовало. В разных экспозициях изображение приобретает разный смысл, разные возможности и разное влияние. Поэтому пространство и даже отрезок времени может подсвечивается полярные темы. 

Смотрите также Паблик-арт, автокинотеатры и новые музеи ­­–коллаборации девелопмента и культуры

У Вас богатый опыт за спиной. Есть ли на сегодняшний день то, что давно хотелось бы реализовать, но до сих пор осталось на уровне идеи?

— Так сложилось, что мои работы развиваются в течении пяти лет, а бывает и гораздо больше. Я закладываю этот продолжительный период времени для осмысления темы, техник и материалов. Запас времени позволяет найти новые решения и использовать их в выгодной интерпретации. Поэтому я приблизительно знаю все, что хочу сделать в ближайшие пять лет. Поэтому откровений в этом вопросе у меня никаких нет.

Кого Вы считает эталоном авангардного искусства и почему?

— Это сложный вопрос, понятие авангарда меняется постоянно. Оно растянутую от Ларионова, Гончаровой до Сай Твомбли, которых я очень люблю и уважаю.

Расскажите про работы на черном фоне 

— Эти работы посвящены теме времени с точки зрения персонажа, ограниченного в пространстве — от необитаемого острова и до замка Иф. Если вы уловили отсылку к великому произведению «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма и Огюста Маке, то на чувственном уровне поймете о чем речь.

А если уходить в тему русского космизма, где световой человек приобретает невероятное свойство передвижения по космическому пространству, заряжаясь солнечной энергией, то горизонт «заключения» просто повысится до планетарного.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *